Warning: error_reporting() has been disabled for security reasons in /srv/other/archaeology.iea.ras.ru/htdocs/inc/common.php on line 66
Самосдельское городище | Публикации | Открыта древняя хазарская столица (Интернет портал Астрахань 450)

Самосдельское городище - Публикации

http://archaeology.iea.ras.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=2
Распечатать

Открыта древняя хазарская столица (Интернет портал Астрахань 450)

Самосдельское городище — остатки крупного средневекового города в дельте Волги — было обнаружено случайно. Почти 20 лет назад рядом с селом Самосделка затеяли строительство животноводческой фермы. Построили коровники, выкопали глубокие силосные ямы. И вынули из земли огромное количество обломков кирпича, керамики, костяных, бронзовых и железных изделий, стеклянных сосудов, бус, костей человека и животных. Находок было столько, что, что местные жители развешивали по заборам древние горшки и кувшины, из древних мисок поили кур и собак, мостили дворы средневековым кирпичом. Школьный учитель Александр Пухов, собрав большую коллекцию средневековой керамики, показал её археологам. И тогда, в 1990-м году, началась наша история.


Сразу стало ясно, что коллекция керамики содержит предметы, относящиеся к временам, более древним, чем золотоордынская эпоха. Здесь встречались черепки сосудов, подобных тем, что были обнаружены при раскопках в Саркеле — хазарской крепости на среднем Дону. В 1990-м году была организована первая экспедиция в Самосделку. Затем археологи несколько лет приезжали сюда, копали шурфы, изучали строение культурного слоя. Но в те годы затевать большие археологические исследования было просто немыслимо: время было трудное — распадалась огромная держава, бушевал экономический кризис. Решено было законсервировать исследования (попросту — засыпать раскопки землёй) до лучших времён.


Итиль - последняя столица Хазарии

Лучшие времена настали лишь в 2000 году, когда по инициативе и на средства Российского Еврейского конгресса начал реализовываться "Хазарский проект". Российский Еврейский конгресс оказался заинтересован в изучении памятников хазарского времени. Удивительно, но в истории Хазария стала единственной, кроме Израиля, страной, где государственной религией был иудаизм.

В результате огромной исследовательской работы - за 9 лет только в центральной части городища было вскрыто около 1000 кв. м - накоплено достаточно доказательств, свидетельствующих, что именно здесь находятся остатки города Итиль - последней столицы Хазарии. Почему последней? Для ответа на этот вопрос необходимо совершить краткий экскурс в историю.

Хазары появляются в исторических хрониках неожиданно, в начале VII века, сменяя обитавших на Северном Кавказе — в предгорьях Дагестана и Чечни — родственные праболгарам племена савир. Хазары, скорее всего, были тюркоязычным племенем, входившим в состав Великого Тюркского каганата. И сам Хазарский каганат, возникший в VII веке на Северном Кавказе, был дальней провинцией этого могучего государства, распад которого породил большое количество степных империй. В течение короткого времени хазарскому кагану покорилась Великая Болгария, существовавшая на Тамани, аланы в степях Подонья и на северных склонах Кавказа. Границы каганата раздвинулись от Волги до Днепра, в его состав вошёл восточный Крым. Аланы и тюркоязычные кочевые болгары составили основу населения каганата.

Более ранние столицы каганата — Семендер и Беледжер — находились на Северном Кавказе. Их развалины обнаружены неподалёку от нынешних Махачкалы и Кизляра. Помимо этих городищ, на Северном Кавказе известно множество мелких крепостей. В ходе их исследования выяснилось, что представления о хазарах как об исключительно кочевом народе являются неточными. Были найдены свидетельства того, что в Хазарии переплелись кочевая и оседлая культуры. Об этом говорят, например, прекрасные фортификационные сооружения, стационарные дома. О развитом земледелии рассказывают остатки садов, виноградников, большие сосуды и погреба для хранения зерна, насадки на сохи, мотыги, серпы, жернова.

Однако в VII веке зародилась не только Хазария. В Аравии возникла новая религия — ислам — и начался стремительный взлёт могущества нового государства — Арабского Халифата. Кавказский хребет стал границей между владениями хазар и арабов. Разгорелась война за влияние в регионе, которая продолжалась свыше 100 лет. Эта война практически неизвестна европейцам. Но во многом благодаря этой войне на Кавказе была остановлена арабская экспансия. Кавказские проходы — Дербентский и Дарьяльский — несколько раз переходили из рук в руки. Бывали периоды, когда хазары вторгались в Северный Иран, захватывали Грузию. Но в 737 году военное счастье улыбнулось арабам — полководец Мерван с огромной армией вторгся на просторы Северного Кавказа, захватил Беледжер и Семендер, преследовал войско кагана до Волги. Именно в 737 году впервые упоминается город в дельте Волги под названием ал-Байда, что в переводе с арабского означает "Белый".

После ухода арабских войск хазары решили перенести столицу севернее — в дельту Волги. Арабские купцы описывают столицу крупнейшей степной империи как огромный город, центральная часть которого располагается на острове посреди реки. В кирпичной крепости располагались дворец царя и дворец кагана, юрты воинов-наёмников. На берегах реки, соединённые с островом-крепостью наплавными мостами, жили хазары, болгары, купцы-мусульмане, византийцы-христиане, русы. В разное время город назывался ал-Байда ("Белый"), Сарыгшин ("Светлый" или "Желтоватый" по-тюркски). Сохранились также названия Хамлидж ("Хакан белег" - "Каганский город" по-тюркски или "Га-Мелех" - "Царский" на иврите). Но в истории осталось имя города, данное по названию реки — Итиль.

Процветание каганата зиждилось на очень выгодном расположении его территории — через Нижнее Поволжье пролегал Великий Шёлковый путь. Здесь проходили основные торговые пути из Китая и Индии в Европу. Отсюда начинались пути в Приазовье и Причерноморье и дальше — в Крым и Византию, отсюда начинался Великий Волжский путь. Если бы города Итиля не было, он, несомненно, был бы основан здесь! Охрана караванов, обеспечение безопасности и удобства торговли приносило Хазарии огромные прибыли в виде торговых пошлин. Торговля оказалась занятием гораздо более выгодным, чем кочевое скотоводство. Народы Северного Кавказа, восточнославянские племена, финно-угры Поволжья платили хазарам дань. Чтобы избавиться от возраставшего идеологического и политического влияния христианской Византии и мусульманского Халифата, хазары в начале IX века избрали в качестве государственной религии иудаизм. Число иудеев в каганате всегда было велико, так как евреи бежали туда от преследований из Византии и Халифата, встречая радушный приём у терпимо относившихся к любой религии хазар. Купцы-иудеи обладали огромными капиталами и поддерживали царскую власть в Хазарии.

В это время далеко на Западе, в Кордовском Халифате на территории нынешней Испании, о существовании иудейского царства стало известно визирю-иудею Хасдаю ибн Шафруту. Он живо заинтересовался этим известием и решил попытаться узнать, как живут его единоверцы. Однако вступить в прямые дипломатические отношения оказалось сложно — между Кордовой и Итилем лежали обширные владения враждебной арабам христианской Византии. Поэтому письма приходилось передавать с купцами, и шли они до адресата годами. Сохранилось всего два письма — одно письмо Хасдая ибн Шафрута и ответ на него царя Хазарии Иосифа. Именно эти документы содержат основную информацию о Хазарии, полученную нами из первых рук, и известия о принятии хазарами иудаизма.

Кризис в каганате начался в IX веке, на пике его могущества. Кочевая элита, лишившаяся своей власти в результате усиления торговцев, взбунтовалась. Это привело к затяжной гражданской войне, расколу и ослаблению государства. В 965 году история самостоятельного хазарского государства закончилась. Киевский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу, захватил и сжёг столицу каганата. После этого он огнём и мечом прошёлся по городам Хазарии на Кавказе и на Дону. Союзниками его были кочевые огузы. И именно огузы захватили политическое влияние в Нижневолжском регионе после ухода русских дружин.



Как город Итиль стал Саксином

На чём базируется предположение о том, что Итиль находится именно на Самосдельском городище? Во-первых, есть радиоуглеродные даты, относящиеся к периоду VIII-IX вв. Во-вторых, на территории Самосдельского городища обнаружены остатки кирпичной крепости, расположенной на древнем острове, окружённом со всех сторон пересохшими протоками. Обнаружены также мощные пожарища, относящиеся к этому периоду и, вероятно, являющимися остатками разгрома, устроенного в Итиле воинами Святослава.

Модель ИтиляИзвестны и две части городища, расположенные на берегах реки. Площадь городища — свыше 2 кв. км, что по масштабам средневековья — огромная территория. А арабские историки и географы упоминают лишь один большой хазарский город в дельте Волги — Итиль. О хазарском времени существования города говорят и многочисленные находки, относящиеся к этому периоду, а также остатки юртообразных жилищ, принадлежавших оседавшим на землю кочевникам-болгарам и хазарам. Подобные постройки встречаются буквально на всех поселениях хазарского времени на Дону, в Среднем Поволжье, на Северном Кавказе и на территории современной дунайской Болгарии.

После разгрома Хазарии и ее столицы жизнь на Самосдельском городище не прекратилась. Город возродился и даже вновь стал большим торговым пунктом на Великом Шёлковом пути. Только название его немного изменилось — слово "Сарыгшин" исказилось с течением времени до быстро произносимого "Саджсин" или "Саксин".

Город Саксин упоминается в русских летописях, в трудах арабских путешественников. В частности, купец и писатель XII века Абу Хамид ал-Гарнати прожил в Саксине 20 лет и писал, что это город огузов. Помимо огузов он упоминает хазар, болгар и сувар, а также "тысячи" купцов из Магриба и других арабских стран. Подробно описывает дома жителей, местность, в которой находится город, блюда из баранины и рыбы, которые пришлись ему по вкусу.

Описания ал-Гарнати оказались весьма точны — типы керамики соответствуют именно огузской, болгарской и суварской этническим группам. Кроме этого, на Самосдельском городище обнаружено огромное количество вещей, происходящих буквально со всего Востока: из Китая, Индии, Ирана, из Средней и Центральной Азии (Хорезма, Бухары, Самарканда), Палестины, Египта, Магриба, Византии, Волжской Болгарии. Саксин остался крупной перевалочной базой, заменившей Итиль на торговом пути и центром ремесленного производства, снабжавшего изделиями огромную часть кочевой степи.

В XIII веке Саксин захватили монголы. В ходе раскопок в верхних слоях были обнаружены остатки поселения золотоордынского периода. В XIV веке город был затоплен водами поднявшегося Каспийского моря и разлившейся Волги. Так закончилась история Итиля-Саксина.



Дадим хазарской столице новую жизнь!

Раскопки ИтиляОднако историю Итиля-Саксина можно и нужно начать сначала! В Астраханском государственном университете разработан проект создания историко-археологического и туристического комплекса "Итиль-Саксин" на Самосдельском городище. Основными целями создания комплекса являются охрана и изучение этого уникального объекта, развитие нового для Астраханской области направления в туризме — историко-культурного.

Предполагается проведение ежегодных археологических исследований на городище, организация реставрационной и реконструкторской деятельности. На специально созданной экспериментальной площадке будет возведена натурная модель цитадели хазарского времени. В Историко-археологический комплекс "Итиль-Саксин" войдет специализированный археологический музей со статусом государственного хранилища. Запланировано строительство научного городка, состоящего из двух участков. Первый - архитектурный, включает натурную модель крепости хазарского времени. Внутри крепости - реконструированные средневековые жилища, которые одновременно послужат экспозиционными помещениями для выставок. Вне крепости расположатся перенесённые с раскопа, восстановленные и законсервированные архитектурные объекты. Второй участок – производственный - будет включать реконструированные ремесленные производства: гончарную, ткацкую, косторезную мастерские, кузницу и литейную мастерскую.

В наших силах вдохнуть в историю новую жизнь, приблизить прошлое к настоящему! Историко-археологический комплекс "Итиль-Саксин" будет рассказывать о регионе, имеющем тысячелетнюю городскую культуру, регионе многонациональном, поликонфессиональном, в котором изучают и бережно сохраняют исторические и культурные ценности всех народов, населяющих и населявших его в прошлом.

| 30.08.2010 18:39