Авторизация |
|
|
Календарь |
|
|
| | | | | | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
21.12.2024
| |
Находки |
|
|
Категории обьявлений |
|
|
Курилка |
|
2024-05-21 15:31:52
Anonymous написал:
2024-05-21 13:21:04
Anonymous написал:
2024-05-21 11:58:26
Anonymous написал:
2024-05-21 11:17:38
Anonymous написал:
2024-05-21 10:23:11
Anonymous написал:
|
| |
Сообщения с форума |
|
Последние 5 тем на форуме |
См. |
Отв. |
Последний |
| |
Кто на сайте |
|
Гостей: 4 Пользователей: 0 Всего на сайте: 4
| |
Каталог ссылок |
|
|
|
|
◊
Начало раздела
Открыта древняя хазарская столица (Интернет портал Астрахань 450)
|
|
|
Самосдельское городище — остатки крупного
средневекового города в дельте Волги — было обнаружено случайно. Почти
20 лет назад рядом с селом Самосделка затеяли строительство
животноводческой фермы. Построили коровники, выкопали глубокие силосные
ямы. И вынули из земли огромное количество обломков кирпича, керамики,
костяных, бронзовых и железных изделий, стеклянных сосудов, бус, костей
человека и животных. Находок было столько, что, что местные жители
развешивали по заборам древние горшки и кувшины, из древних мисок поили
кур и собак, мостили дворы средневековым кирпичом. Школьный учитель
Александр Пухов, собрав большую коллекцию средневековой керамики,
показал её археологам. И тогда, в 1990-м году, началась наша история. |
|
Сразу стало ясно, что коллекция керамики содержит
предметы, относящиеся к временам, более древним, чем золотоордынская
эпоха. Здесь встречались черепки сосудов, подобных тем, что были
обнаружены при раскопках в Саркеле — хазарской крепости на среднем Дону.
В 1990-м году была организована первая экспедиция в Самосделку. Затем
археологи несколько лет приезжали сюда, копали шурфы, изучали строение
культурного слоя. Но в те годы затевать большие археологические
исследования было просто немыслимо: время было трудное — распадалась
огромная держава, бушевал экономический кризис. Решено было
законсервировать исследования (попросту — засыпать раскопки землёй) до
лучших времён. Итиль - последняя столица ХазарииЛучшие времена настали лишь в
2000 году, когда по инициативе и на средства Российского Еврейского
конгресса начал реализовываться "Хазарский проект". Российский Еврейский
конгресс оказался заинтересован в изучении памятников хазарского
времени. Удивительно, но в истории Хазария стала единственной, кроме
Израиля, страной, где государственной религией был иудаизм. В
результате огромной исследовательской работы - за 9 лет только в
центральной части городища было вскрыто около 1000 кв. м - накоплено
достаточно доказательств, свидетельствующих, что именно здесь находятся
остатки города Итиль - последней столицы Хазарии. Почему последней? Для
ответа на этот вопрос необходимо совершить краткий экскурс в историю.Хазары
появляются в исторических хрониках неожиданно, в начале VII века,
сменяя обитавших на Северном Кавказе — в предгорьях Дагестана и Чечни —
родственные праболгарам племена савир. Хазары, скорее всего, были
тюркоязычным племенем, входившим в состав Великого Тюркского каганата. И
сам Хазарский каганат, возникший в VII веке на Северном Кавказе, был
дальней провинцией этого могучего государства, распад которого породил
большое количество степных империй. В течение короткого времени
хазарскому кагану покорилась Великая Болгария, существовавшая на Тамани,
аланы в степях Подонья и на северных склонах Кавказа. Границы каганата
раздвинулись от Волги до Днепра, в его состав вошёл восточный Крым.
Аланы и тюркоязычные кочевые болгары составили основу населения
каганата. Более ранние столицы каганата — Семендер и Беледжер —
находились на Северном Кавказе. Их развалины обнаружены неподалёку от
нынешних Махачкалы и Кизляра. Помимо этих городищ, на Северном Кавказе
известно множество мелких крепостей. В ходе их исследования выяснилось,
что представления о хазарах как об исключительно кочевом народе являются
неточными. Были найдены свидетельства того, что в Хазарии переплелись
кочевая и оседлая культуры. Об этом говорят, например, прекрасные
фортификационные сооружения, стационарные дома. О развитом земледелии
рассказывают остатки садов, виноградников, большие сосуды и погреба для
хранения зерна, насадки на сохи, мотыги, серпы, жернова. Однако в
VII веке зародилась не только Хазария. В Аравии возникла новая религия —
ислам — и начался стремительный взлёт могущества нового государства —
Арабского Халифата. Кавказский хребет стал границей между владениями
хазар и арабов. Разгорелась война за влияние в регионе, которая
продолжалась свыше 100 лет. Эта война практически неизвестна европейцам.
Но во многом благодаря этой войне на Кавказе была остановлена арабская
экспансия. Кавказские проходы — Дербентский и Дарьяльский — несколько
раз переходили из рук в руки. Бывали периоды, когда хазары вторгались в
Северный Иран, захватывали Грузию. Но в 737 году военное счастье
улыбнулось арабам — полководец Мерван с огромной армией вторгся на
просторы Северного Кавказа, захватил Беледжер и Семендер, преследовал
войско кагана до Волги. Именно в 737 году впервые упоминается город в
дельте Волги под названием ал-Байда, что в переводе с арабского означает
"Белый".После ухода арабских войск хазары решили перенести
столицу севернее — в дельту Волги. Арабские купцы описывают столицу
крупнейшей степной империи как огромный город, центральная часть
которого располагается на острове посреди реки. В кирпичной крепости
располагались дворец царя и дворец кагана, юрты воинов-наёмников. На
берегах реки, соединённые с островом-крепостью наплавными мостами, жили
хазары, болгары, купцы-мусульмане, византийцы-христиане, русы. В разное
время город назывался ал-Байда ("Белый"), Сарыгшин ("Светлый" или
"Желтоватый" по-тюркски). Сохранились также названия Хамлидж ("Хакан
белег" - "Каганский город" по-тюркски или "Га-Мелех" - "Царский" на
иврите). Но в истории осталось имя города, данное по названию реки —
Итиль. Процветание каганата зиждилось на очень выгодном
расположении его территории — через Нижнее Поволжье пролегал Великий
Шёлковый путь. Здесь проходили основные торговые пути из Китая и Индии в
Европу. Отсюда начинались пути в Приазовье и Причерноморье и дальше — в
Крым и Византию, отсюда начинался Великий Волжский путь. Если бы города
Итиля не было, он, несомненно, был бы основан здесь! Охрана караванов,
обеспечение безопасности и удобства торговли приносило Хазарии огромные
прибыли в виде торговых пошлин. Торговля оказалась занятием гораздо
более выгодным, чем кочевое скотоводство. Народы Северного Кавказа,
восточнославянские племена, финно-угры Поволжья платили хазарам дань.
Чтобы избавиться от возраставшего идеологического и политического
влияния христианской Византии и мусульманского Халифата, хазары в начале
IX века избрали в качестве государственной религии иудаизм. Число
иудеев в каганате всегда было велико, так как евреи бежали туда от
преследований из Византии и Халифата, встречая радушный приём у терпимо
относившихся к любой религии хазар. Купцы-иудеи обладали огромными
капиталами и поддерживали царскую власть в Хазарии. В это время
далеко на Западе, в Кордовском Халифате на территории нынешней Испании, о
существовании иудейского царства стало известно визирю-иудею Хасдаю ибн
Шафруту. Он живо заинтересовался этим известием и решил попытаться
узнать, как живут его единоверцы. Однако вступить в прямые
дипломатические отношения оказалось сложно — между Кордовой и Итилем
лежали обширные владения враждебной арабам христианской Византии.
Поэтому письма приходилось передавать с купцами, и шли они до адресата
годами. Сохранилось всего два письма — одно письмо Хасдая ибн Шафрута и
ответ на него царя Хазарии Иосифа. Именно эти документы содержат
основную информацию о Хазарии, полученную нами из первых рук, и известия
о принятии хазарами иудаизма.Кризис в каганате начался в IX
веке, на пике его могущества. Кочевая элита, лишившаяся своей власти в
результате усиления торговцев, взбунтовалась. Это привело к затяжной
гражданской войне, расколу и ослаблению государства. В 965 году история
самостоятельного хазарского государства закончилась. Киевский князь
Святослав Игоревич совершил поход на Волгу, захватил и сжёг столицу
каганата. После этого он огнём и мечом прошёлся по городам Хазарии на
Кавказе и на Дону. Союзниками его были кочевые огузы. И именно огузы
захватили политическое влияние в Нижневолжском регионе после ухода
русских дружин. Как город Итиль стал СаксиномНа
чём базируется предположение о том, что Итиль находится именно на
Самосдельском городище? Во-первых, есть радиоуглеродные даты,
относящиеся к периоду VIII-IX вв. Во-вторых, на территории
Самосдельского городища обнаружены остатки кирпичной крепости,
расположенной на древнем острове, окружённом со всех сторон пересохшими
протоками. Обнаружены также мощные пожарища, относящиеся к этому периоду
и, вероятно, являющимися остатками разгрома, устроенного в Итиле
воинами Святослава. Известны и две части городища,
расположенные на берегах реки. Площадь городища — свыше 2 кв. км, что
по масштабам средневековья — огромная территория. А арабские историки и
географы упоминают лишь один большой хазарский город в дельте Волги —
Итиль. О хазарском времени существования города говорят и многочисленные
находки, относящиеся к этому периоду, а также остатки юртообразных
жилищ, принадлежавших оседавшим на землю кочевникам-болгарам и хазарам.
Подобные постройки встречаются буквально на всех поселениях хазарского
времени на Дону, в Среднем Поволжье, на Северном Кавказе и на территории
современной дунайской Болгарии. После разгрома Хазарии и ее
столицы жизнь на Самосдельском городище не прекратилась. Город
возродился и даже вновь стал большим торговым пунктом на Великом
Шёлковом пути. Только название его немного изменилось — слово "Сарыгшин"
исказилось с течением времени до быстро произносимого "Саджсин" или
"Саксин". Город Саксин упоминается в русских летописях, в трудах
арабских путешественников. В частности, купец и писатель XII века Абу
Хамид ал-Гарнати прожил в Саксине 20 лет и писал, что это город огузов.
Помимо огузов он упоминает хазар, болгар и сувар, а также "тысячи"
купцов из Магриба и других арабских стран. Подробно описывает дома
жителей, местность, в которой находится город, блюда из баранины и рыбы,
которые пришлись ему по вкусу. Описания ал-Гарнати оказались
весьма точны — типы керамики соответствуют именно огузской, болгарской и
суварской этническим группам. Кроме этого, на Самосдельском городище
обнаружено огромное количество вещей, происходящих буквально со всего
Востока: из Китая, Индии, Ирана, из Средней и Центральной Азии (Хорезма,
Бухары, Самарканда), Палестины, Египта, Магриба, Византии, Волжской
Болгарии. Саксин остался крупной перевалочной базой, заменившей Итиль на
торговом пути и центром ремесленного производства, снабжавшего
изделиями огромную часть кочевой степи. В XIII веке Саксин
захватили монголы. В ходе раскопок в верхних слоях были обнаружены
остатки поселения золотоордынского периода. В XIV веке город был
затоплен водами поднявшегося Каспийского моря и разлившейся Волги. Так
закончилась история Итиля-Саксина.Дадим хазарской
столице новую жизнь!Однако историю Итиля-Саксина
можно и нужно начать сначала! В Астраханском государственном
университете разработан проект создания историко-археологического и
туристического комплекса "Итиль-Саксин" на Самосдельском городище.
Основными целями создания комплекса являются охрана и изучение этого
уникального объекта, развитие нового для Астраханской области
направления в туризме — историко-культурного.Предполагается
проведение ежегодных археологических исследований на городище,
организация реставрационной и реконструкторской деятельности. На
специально созданной экспериментальной площадке будет возведена натурная
модель цитадели хазарского времени. В Историко-археологический комплекс
"Итиль-Саксин" войдет специализированный археологический музей со
статусом государственного хранилища. Запланировано строительство
научного городка, состоящего из двух участков. Первый - архитектурный,
включает натурную модель крепости хазарского времени. Внутри крепости -
реконструированные средневековые жилища, которые одновременно послужат
экспозиционными помещениями для выставок. Вне крепости расположатся
перенесённые с раскопа, восстановленные и законсервированные
архитектурные объекты. Второй участок – производственный - будет
включать реконструированные ремесленные производства: гончарную,
ткацкую, косторезную мастерские, кузницу и литейную мастерскую. В
наших силах вдохнуть в историю новую жизнь, приблизить прошлое к
настоящему! Историко-археологический комплекс "Итиль-Саксин" будет
рассказывать о регионе, имеющем тысячелетнюю городскую культуру, регионе
многонациональном, поликонфессиональном, в котором изучают и бережно
сохраняют исторические и культурные ценности всех народов, населяющих и
населявших его в прошлом. |
|
Дата: Понедельник, 30 Август 2010 |
Прочитана: 3788 раз |
|
Другие публикации
Список публикаций о Самосдельском городище
Самосдельское городище (Интернет портал Дельта Волги)
УЧЕНЫЕ РАСКОПАЛИ ДРЕВНИЙ ИТИЛЬ? (Газета Волга)
Вернуться назад
Комментарии (0)
|
|
|